«Ақмола облысы білім басқармасының Көкшетау қаласы бойынша білім бөлімі Көкшетау қаласының № 7 жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі.
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа № 7  города Кокшетау отдела образования по городу Кокшетау управления образования Акмолинской области».

СоцСети

  

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Бірінші жиналысының материалдары ПСДК

1.Благополучие  ребенка как основа его счастливой жизни.

 

Семья – источник благополучия ребенка.

Семья – это начало и основа каждой жизни. Оскар Уальд говорил: «Лучший способ сделать детей хорошими, это сделать их счастливыми». «Что я могу сделать как родитель для того, чтобы мой ребенок чувствовал себя счастливым?» - практически каждый родитель ежедневно ищет ответ на свой вопрос. На самом деле, эта не такая сложная задача. Просто, счастливое детство начинается со счастья и гармонии в отношениях родителей. Именно поэтому так важно вносить вклад в укрепление семьи и развитие осознанности родительства. Принимайте своих детей. Не требуйте от них того, чего они не могут выполнить. Например, трехлетний малыш не может контролировать свои эмоции, так как волевой самоконтроль формируется в возрасте пяти лет.

 Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, предлагаем вам соблюдать 5 простых правил, которые помогут обрести Вам гармонию в отношениях с детьми.

 Правило №1. «Счастливый родитель – счастлив ребенок». Начните с себя: научитесь быть счастливыми. Это – универсальное правило, работающее всегда и везде. Помните!!! Атмосфера и модель отношения к жизни, которые ребенок перенимает у взрослых, прямым образом влияют на уровень его счастья.

Правило №2. Используйте метод «зелёных чернил». Часто мы – взрослые, учим детей концентрироваться на своих ошибках, а не на достижениях. В этом случае родитель подчеркивает промахи ребенка (да и свои тоже). К сожалению, в жизни бывает и так, что родитель забывает или не считает нужным отмечать удачи ребенка (детей), принимая их как должное. Такой подход лишает ребенка радости и занижает его самооценку. Чем больше ребёнка ругают, тем хуже он становиться. Помните!!! Каждому родителю важно осознавать, какого цвета «чернила» он применяет к жизни своих детей.

Правило №3. Благодарите ребенка. Силу благодарности сложно переоценить, когда мы благодарим ребенка, тем самым повышаем уровень значимости ребенка в наших глазах. Родитель признаёт и принимает ребенка таким, какой он есть, делая счастливее себя и его. Помните!!! Быть родителем непросто. Родительству не учат в школе. Родительство – это настоящий тренинг личностного роста. Вы – школа для вашего ребенка, ролевая модель, и в этом огромная ответственность.

Правило № 4. «Я тебя слышу». Неумение коммуницировать с ребёнком - частая ошибка родителей. Найдите время, чтобы выслушать детей. Родитель, помни! В те минуты, когда ваш ребенок, делится своим сокровенным, отложите все дела, слушайте, не перебивайте его. Уделяйте ребёнку внимание и покажите, что вам важно его мнение, переживания. Осторожно задавайте уточняющие вопросы, активно включайтесь в диалог. Это даст вам понимание того, что на самом деле тревожит вашего ребенка. Такое постоянное доверительное общение позволит быстрее донести свою точку зрения, обсудить её с ребенком.

Правило №5. «Признавайте ошибки». Часто родители думают, если я перед ребёнком, произнесу волшебное слово - «Извини», то потеряю в его глазах авторитет. Уважаемый родитель, вы ошибаетесь! Ребёнку не нужны идеальная мама и идеальный папа – ему нужны родители, которые умеют признавать свои ошибки. Не бойтесь показать несовершенство.

Помните!!! Ошибки – часть жизни, из них формируется жизненный опыт.

«Родитель! Проявляй терпение и выдержку. Мне это важно», - твой ребенок.

 

 2.Ответственность родителей за благополучие ребенка.

Проблема обеспечения безопасности жизни и здоровья детей в Республике Казахстан носит актуальный характер. В связи с трагическими событиями (гибель детей от различных происшествий) разъясняем родителям об их ответственности за своих детей. По мнению экспертов, 80% детей гибнут по вине родителей, а 70% травм дети получают дома. Случаев же, когда в смерти ребенка никто не виноват и её нельзя было предотвратить, – всего 2%. Взрослые порой даже не догадываются о том, в каких местах и при каких условиях их детей могут подстерегать опасности. Родители часто оставляют малышей одних без присмотра дома, в местах отдыха и развлечения, в различных транспортных средствах, местах ожидания, на природе...
По Закону «О правах ребенка в Республике Казахстан» до достижения 18 лет родители или другие законные представители ребенка обязаны создать условия жизни, необходимые для его всестороннего развития. Родители обязаны воспитывать ребенка, осуществлять за ним уход, содержать его материально, заботиться о его благосостоянии, обеспечивать жилищем.
Правовая ответственность родителей предусмотрена также в Кодексе РК «Об административных правонарушениях». Неисполнение родителями или другими законными представителями обязанностей по воспитанию и образованию несовершеннолетних детей влечет штраф в размере трех месячных расчетных показателей. Действие, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, влечет штраф в размере шести месячных расчетных показателей либо административный арест до пяти суток. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником организации образования, здравоохранения или иной организации, повлекшее употребление несовершеннолетним алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, либо занятие бродяжничеством или попрошайничеством, либо совершение им умышленного деяния, содержащего признаки уголовного либо административного правонарушения, влечет штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до десяти суток.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Конституции Республики Казахстан, забота о детях и их воспитание является естественным правом и обязанностью родителей. Согласно ст. 70 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» родители обязаны заботиться о здоровье ребенка, родители имеют право и обязаны воспитывать своего ребенка, они несут ответственность за обеспечение необходимых условий жизни для его физического, психического, нравственного и духовного развития, родители обязаны обеспечить получение ребенком обязательного среднего образования. 
На страже интересов детей стоят нормы Конституции РК, Законов РК «О браке (супружестве) и семье», «О правах ребенка в Республике Казахстан» и другие нормативные правовые акты.
В стране участились случаи падения детей из окон. Чаще всего беда случается с малышами в возрасте от 2 до 8 лет, оставшимися без присмотра взрослых. Несчастные случаи с детьми происходят, когда родители поручают старшим детям присматривать за младшими. Иной раз «старшим» считается даже пятилетний ребенок, которому поручают следить за годовалыми малышами, и он не может обеспечить реальную безопасность малыша. Важно помнить, что современные окна позволяют малолетним детям самостоятельно их открывать. Мы призываем граждан соблюдать правила безопасности. Уменьшить риск выпадения ребенка из окна или балкона может каждый родитель. Поэтому:
- Не оставляйте окна открытыми, если дома маленький ребенок;
- Не используйте москитные сетки без соответствующей защиты окна;
- Установите на окна блокираторы или оконные ручки-замки с ключом, которые ребенок не сможет открыть самостоятельно;
- Не оставляйте ребенка без присмотра, особенно играющего возле окон и стеклянных дверей;
- Не ставьте вблизи окон мебель, чтобы ребенок не мог взобраться на подоконник;
- Не позволяйте детям прыгать на кровати или другой мебели вблизи окон;
- Важно преподавать детям уроки безопасности.
Также нередки случаи оставления детей под присмотр посторонних лиц, основания и условия ответственности которых никаким образом не оформлены. В связи с этим необходимо пресечь на корню беспечность, крайне пренебрежительное отношение родителей к обеспечению безопасности собственных детей. 
Невыполнение обязанностей родителями по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних детей предусматривает административную ответственность по ст. 127 Кодекса об административных правонарушениях РК.
Ежегодно в Казахстане в летний период продолжают регистрироваться различные несчастные случаи на водоемах города. В большинстве это связано с купанием граждан в необорудованных для этого местах, распитием спиртных напитков близи водоемов и оставлением детей без присмотра. Безопаснее всего купаться на оборудованных пляжах. Жители нашего города устремляются в выходные дни поближе к воде. Свежий воздух, солнце, купание не только доставляют удовольствие, но и служат хорошим средством закаливания организма. Вместе с этим вода регулярно уносит жизни. Обстоятельства происшествий на воде самые разные, но причины одни: пренебрежение правилами поведения и нормами безопасности во время отдыха на воде. В том числе купание в незнакомых и запрещенных местах, дальние заплывы, длительное пребывание в воде, приводящее к судорогам в результате переохлаждения, прыжки с мостов, причалов и др. Несчастные случаи с детьми происходят по причине неумения плавать, купания без присмотра взрослых в опасных водоемах и купания до переохлаждения. Взрослые должны ознакомить детей с правилами безопасности на водных объектах, прежде чем дети отправятся в лагеря, туристические походы, пикники. Умение хорошо плавать – одна из важнейших гарантий безопасного отдыха на воде, но помните, что даже хороший пловец должен соблюдать постоянную осторожность, дисциплину и строго придерживаться правил поведения на воде.
В начале этого месяца зарегистрировано ДТП со смертельным исходом несовершеннолетнего. Поэтому хотелось бы уделить особое внимание родителей на управление мопедами несовершеннолетними гражданами. Напоминаем, что право управления мопедами и приравненными к ним транспортными средствами предоставляется лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста. Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, в том числе приравниваемых к ним электросамокатов, установлены в разделе 24 Правил дорожного движения. 
С возрастанием интенсивности движения на улицах и дорогах постоянно повышаются требования ко всем участникам движения. Во всех странах существуют нормы поведения на улице, единые и для пешеходов, и для водителей, и для пассажиров. Однако часто мы сталкиваемся с тем, что люди, находящиеся рядом с нами, пренебрегают элементарными правилами, тем самым показывая неуважение, как к пешеходам, так и к водителям. А ведь даже незначительное нарушение этих правил может иметь трагические последствия.
Безопасное поведение на улице и детский травматизм – очень острая проблема. С каждым годом возрастает количество несчастных случаев с детьми. Каждое дорожно-транспортное происшествие, в которое попал ребёнок, – это прямой укор взрослым.
Это происходит потому, что дети не владеют правилами безопасного поведения во дворе, на улице или дороге. Нарушая их, они не осознают возможных опасных последствий своих действий.
Часто, предоставленные самим себе, дети, особенно старшего дошкольного возраста, не осознают реальных опасностей на дороге. Дети ещё не могут правильно определить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость, они полагаются на собственную быстроту и ловкость. Очень часто дети считают вполне естественным затеять весёлую игру около проезжей части или выехать на проезжую часть на велосипеде.
Безопасность детей на дорогах – это обязанность, которая требует от родителей большой ответственности и этим ни в коем случае нельзя пренебрегать!
Задача каждого родителя – воспитать дисциплинированного пешехода. Для безопасного поведения на улицах города необходимо прежде всего сформировать правильное внимание ребёнка, его способность сосредоточиться на дорожной ситуации.
Основной способ формирования навыков поведения – наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению на дороге.
Любая подготовка пройдёт зря, если сами родители в присутствии ребёнка нарушают правила: переходят дорогу в неположенном месте, «срезая» путь по диагонали или на красный сигнал светофора, посылают ребёнка переходить или перебегать дорогу впереди взрослого. При переходе через дорогу необходимо помнить, что детей надо крепко держать за руку и быть готовым удержать их при попытке вырваться. Это типичная причина несчастных случаев.
Не нарушайте правила! Всегда помните, что дети берут с вас пример.
На сегодняшний день самой распространенной чрезвычайной ситуацией в быту является пожар. Поэтому решение этой проблемы является актуальной и значимой. Детей необходимо обучать, как действовать в экстремальных ситуациях. Этот процесс должен осуществляться школьным учреждением совместно с родителями. Только во взаимодействии друг с другом можно сохранить жизнь и здоровье детей. Задача взрослых состоит в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, знакомить с правилами пожарной безопасности.
Чаще рассказывайте детям о правилах пожарной безопасности, а также о том, как вести себя в случае возгорания или задымленности.
Полноценность воспитательного процесса заключается не только в постоянном назидании своему ребенку, а в том, чтобы он всегда был под присмотром, ухожен, одет, накормлен… И познавал мир вместе с вами, а не самостоятельно, через травматизм и опасность жизнедеятельности.
Помните! Соблюдение мер пожарной безопасности – это залог вашего благополучия, сохранности вашей жизни и жизни ваших близких! 
Пожар легче предупредить, чем потушить

 

3.Возрастные и социальные особенности младших школьников.

 

Возрастные особенности детей 

Младший школьный возраст 

В шестилетнем возрасте ребенка ждут крупные изменения в его жизни. Вступление в школьный возраст влечет за собой изменения в его жизни: изменяется обучение, появляются в его жизни новые люди и с ними складываются, новые доселе неизведанные отношения. Ведущей деятельностью становится учение, которое влечет за собой новые обязанности, изменяет весь уклад жизни ребенка. Личностным новообразованием является произвольное целеполагание.  Самооценка во многом зависит от оценок учителя. Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов в предметной деятельности. Большое значение имеют для ребенка в этом возрасте социальные мотивы. Его привлекает домашний уют и семейное благополучие, это снижает степень школьной тревожности, которая обостряется с началом учебной деятельности. Интерес к содержанию и процессу учения у большинства младших школьников на низком и среднем уровне. В школе притязания на признание реализуются, в основном, через успеваемость.  К началу обучения в школе у ученика складывается достаточно сильная мотивация к учению. Ребенок хочет играть новую роль – роль ученика и соответственно выполнять все атрибуты этой новой роли. Мотивом, часто доминирующим и придающим отрицательную окраску учебной деятельности, остается мотивация избегания наказания. Первый путь воспитания положительного отношения к учению – создание устойчивой мотивации достижения успеха на базе достаточно высокой адекватной самооценки.  Умственное развитие в этом периоде проходит через три стадии:  1) усвоение действий с эталонами по выделению искомых свойств вещей и построение их моделей;  2) усвоение развернутых действий с эталонами и формирование действий в моделях;  3) усвоение моделей и переход к умственным действиям со свойствами вещей и их отношениями.  Результативность решения младшими школьниками учебных задач во многом зависит от организации их деятельности.  Структура межличностных отношений состоит из двух независимых подструктур отношений мальчиков и девочек. Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе. Мнение учащихся класса не являются для ребенка эталоном для самооценки, большее значение имеет мнение взрослого.  Для младших школьников очень авторитетен учитель, воспитатель. Дети верят безоговорочно в то, чему их учат, они доверчивы, исполнительны, у них развита повышенная восприимчивость.  Средний школьный возраст  Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.  Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков – несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.  Стоит обратить внимание классного руководителя на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность их внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако, если классный руководитель создает трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются работой с удовольствием и длительное время.  Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашается, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом заявляя о себе. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их послушный ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает пора кризисной ситуации – "верхи” не могут, а "низы” не хотят мыслить и вести себя по-старому.  Исследования внутреннего мира подростков показывает, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчивые. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят большие сложности в развитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений. В этом возрасте важное значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимание индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним.  Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, принимать самостоятельные решения. Организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени "класс”.  Старшие подростки. Старшеклассники  Ведущей деятельностью старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность. Личностное новообразование – это чувство одиночества, первое глубокое чувство, открытие своего внутреннего мира.  Происходит существенное изменение самосознания – повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. Человек осознает себя принадлежностью мира. В этом возрасте происходит формирование половой взрослой принадлежности. Юноши начинают понимать значение слова "мужчина”, а девушки – слово "женщина”. Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность и пытаются это подчеркнуть всевозможными средствами. Многие ребята в этом возрасте задумываются о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются их реализовать. Этот возраст характерен мечтанием о будущем и с будущим связаны все переживания подростков. Отношения в классах становятся достаточно ровными и стабильными. Доверительность становится качеством общения со взрослыми, чувство дружбы – более избирательным. В классах можно наблюдать примеры длительной дружбы ребят друг с другом, которая переходит в доверительность и исповедальность, в отношениях преобладает принцип сходства и равенства.  Юношеская мечта о любви, ранняя любовь выражают потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости, но собственные переживания иногда более значимы, чем объект привязанности.  Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются следующие качества: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.  У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях – одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Старшеклассники отличаются высоким уровнем обобщения и абстрагирования, произвольностью и устойчивостью внимания, долговременной и логической памятью. В этом возрасте ярко проявляются доминирующие мотивы учения. Много внимания в работе со старшеклассниками классный руководитель должен уделять этическим проблемам. Ни для кого не секрет, что в данном возрасте молодые люди испытывают интерес к "вечным ” проблемам: смыслу жизни, свободе личности, поиску истины. Решая этические проблемы, молодежь вынуждена решать многие непростые вопросы, которые могут быть связаны с сильными переживаниями: интимные отношения, неформальные молодежные организации, поиск истины в различных сектах, уход в религию, уход в свой мир с помощью наркотиков и т. д.

Рекомендации родителям учащихся 1-4-х классов

Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами «Что получил?», «Как дела?», а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т.д. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При проблемах с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребенка.  

Покупайте и дарите книги, пластинки, картины. Читайте вслух, предоставьте ребенку почитать вам, обсуждайте прочитанное. Определите с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте ее осуществить, поощряйте ее выполнение.  

Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте помощь в сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.  

Будьте доброжелательными к одноклассникам, не запрещайте делать вместе уроки, так как замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне- и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.  

Активно слушайте своего ребенка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму. Пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.  

Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к школе.  

Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.  

Не заставляйте многократно переписывать, повторять. Понаблюдайте за особенностями умственной деятельности своего ребенка, выясните, что получается легко, а что дается с трудом. Посоветуйтесь с педагогом, как улучшить память, как развить сосредоточенность, организованность и т.п.  

Обеспечивайте ребенка всем необходимым для учебы, создавайте атмосферу уважительного отношения к его труду, вещам, учебникам, делам и т.п.  

Умственный труд сложен, требует многих усилий. Помогайте ребенку сохранять веру в себя.   В выполнении домашней работы с ребенком не контролируйте деятельность учителя.  

Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики. Помогая ему выполнять домашнее задание, делайте иногда преднамеренные ошибки, чтобы у ребенка был шанс исправить Вас, испытать удовлетворение от обнаружения ошибки. Только так он сможет осознать действие контроля, которое постепенно станет самоконтролем.   Проверяйте домашнее задание, особенно на первом этапе обучения, при этом давайте понять ребенку, что Вы довольны или не довольны им. Будьте уверены: в следующий раз он будет очень стараться, чтобы заслужить Вашу похвалу.  

 

Рекомендации родителям учащихся среднего и старшего возраста 

Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка: -бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий -эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достиждениям, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи - культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной прграмме, кассетами, используйте магнитайон для учебных занятий, вместе смотрите учебно - познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное.  Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически дикутйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативово, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи. Делитесь с детьми из области, в которой вы преуспели, обогащайте их. Помните, что не только оценка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями. не оставляйте без внимания свободное время ребенка, помогите сделать его полезными и содержательным, принимайте участие в его проведении.  не сравнивайте своего ребенка и его  успехи с другими , лучше сравнить его с самим собой - это более обнадеживает. В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. это повышает ответственность - ведь задания делают не только для себя, но и для других. наберитесь терпения, когда они занимаются даже по телефону: уточняют, обсуждают, спорят. Пытаясь объяснить разные способы решения задачи, не отказывайтесь от своего решения, Это стимулирует активность школьника. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность даже по отдельным результатам. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей. Используйте позитивный опыт Ваших родителей, знакомых

 

4.Как создать благоприятный климат в семье: родительское внимание, поддержка,  позитивное общение, взаимопонимание, доверительные взаимоотношения. 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО СОЗДАНИЮ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СЕМЬЕ

Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Успешное воспитание ребёнка возможно лишь в такой семье, где присутствуют дружба, любовь и уважение между супругами, где детям прививаются лучшие качества, где к ребёнку предъявляются высокие нравственные требования.

Психологический климат семьи можно определить, как совокупность психологических установок, настроения, отношений между родителями и детьми. В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются следующие:

степень эмоционального комфорта;

уровень тревожности;

степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния;

место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.

Благоприятный психологический климат в семье определяется следующими особенностями внутрисемейных отношений: взаимопонимание и устойчивость, сплоченность, положительное эмоциональное состояние, нравственные семейные ценности. Важное влияние на психологический климат семьи оказывает культура общения супругов между собой и с детьми, совместное семейно-бытовое самообслуживание семьи, создание семейной субкультуры.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы.

Нормальная семейная атмосфера – это

- осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта;

- организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду;

- в разумной организации отдыха: в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино;

- взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

Итак, если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью. Семья – важнейший институт социализации, т.к. является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти. Семья – сложная система взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные взаимоотношения – один из компонентов этой системы, которые в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.

Взаимоотношения детей и родителей складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих детей.

Каковы задачи семьи? В общем, они состоят в том, чтобы:

- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

- передать опыт создания и сохранения семьи;

- научить детей полезным, прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

- воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Психическое развитие ребенка в некоторой степени зависит от семейной ситуации, от взаимоотношений в семье, от того, как к ребенку относятся его родители, и как себя ощущают дети в семье. Специально организованное психологическое консультирование родителей старших дошкольников способствует устранению неблагоприятного психологического климата в семье.

Таким образом-

1. неадекватное отношение родителей к ребенку обуславливает его тревожное состояние, эмоциональный психологический дискомфорт.

2. Позитивные взаимоотношения между взрослыми и детьми формируются при благоприятном климате в семье.

3. Накопление знаний родителей о психологических особенностях детей соответствующего возраста, о формах и методах воспитания, способствует значительному улучшению детско-родительских отношений.

Рекомендации будут такими:

1) Согласованность в воспитательном процессе всех воспитательных воздействий.

2) Учет особенностей ребенка (темперамент, характер и т.д.).

3) Выстраивание доверительных отношений.

4) Безусловная любовь и поддержка.

5) Взаимопонимание между родителями.

6) Учет мнения ребенка в любой ситуации.

7) Отсутствие сравнения ребенка с другими детьми.

8) Делать акцент на талантах и способностях ребенка и не зацикливаться на его неудачах.

9) Заниматься коллективным творческим делом как можно чаще.

10) Выполнять все, что пообещали.

11) Быть примером для ребенка.

12) Делать так, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным в семье.

13) Имея какие-либо разногласия или причины для ссор с супругом(ой) не выяснять это при ребенке.

14) Понимать, что нет «детских» проблем и помогать решать проблемы совместно с ребенком.

15) Не бояться попросить помощи у специалиста.

 

 

http://mo-smol.ru/templates/mo-smol/images/rollback.png

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Написать сообщение

«Вопрос-ответ»

График приема муниципального совета

График приема местной администрации

http://mo-smol.ru/templates/mo-smol/images/anounce.png

АНОНСЫ МЕРОПРИЯТИЙ

http://mo-smol.ru/templates/mo-smol/images/nocorrup.png

НЕТ КОРРУПЦИИ!

Уважаемые жители поселка Смолячково! По фактам коррупции на территории муниципального образования поселок Смолячково Вы можете написать сообщение.

 

Написать сообщение

 

http://mo-smol.ru/templates/mo-smol/images/net_korrupcii_banner.jpg

Мой выбор,
Моё будущее

Общественное голосование на портале Госуслуг

Участвовать

http://mo-smol.ru/templates/mo-smol/images/Novosti_KurortnogoRayona.jpg

http://mo-smol.ru/templates/mo-smol/images/Nash_Peterburg.png

http://mo-smol.ru/templates/mo-smol/images/Data_Gov.png

http://mo-smol.ru/templates/mo-smol/images/NPA_RF.jpg

http://mo-smol.ru/templates/mo-smol/images/Dorogi.jpg

http://mo-smol.ru/templates/mo-smol/images/EdiniyPortal.jpg

http://mo-smol.ru/templates/mo-smol/images/munic.png

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ'

http://mo-smol.ru/templates/mo-smol/images/links.png

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ'

 

http://mo-smol.ru/templates/mo-smol/images/statistic.png

СТАТИСТИКА

Рейтинг@Mail.ru

Начало формы

Логин

Пароль

Запомнить меня 

 

Конец формы

5.Методы семейного воспитания на основе общечеловеческих и национальных ценностей

Понятие семейного воспитания

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Важность влияния семьи на становление и развитие личности ребенка стала очевидной. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.

Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям». Рассмотрим влияние семьи на ребенка.

1. Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

2. Важными для ребенка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Похоже, что аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.

3. Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.

Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

4. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. 
У родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.

5. Общение в семье становится образцом для ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой.

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости...

Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.

Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлоблен-ным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети – мамы, папы – бабушки и дедушки – прабабушки и прадедушки. И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.

Особенность семейного воспитания - органичное слияние со всей жизнедеятельностью растущего человека: включение ребенка во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно-значимых форм поведения.

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик мысленно и чувственно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих ею проблем.

Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются:

-

  • неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;
  • - бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;
  • - авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;
  • - безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
  • - отсутствие нормального психологического климата в семье;
  • - фанатизм в любых его проявлениях;
  • - безграмотность в педагогическом отношении, противоправное поведение взрослых.

Еще раз повторю, что среди разнообразных функций семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами ее деятельности.

Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжелые болезни, потеря работы и средств к существованию, аморальное поведение и др.), четвертые просто не придают этому должного значения. Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или, по-научному - воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания.

Понятие «воспитательный (иногда говорят - педагогический) потенциал семьи» появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет однозначного толкования. Ученые включают в него много характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка. Принимаются во внимание такие особенности семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и многое другое.

В первую очередь зависит от общей культуры родителей, их жизненного опыта, психолого-педагогической подготовки и способов организации жизнедеятельности. Использование тех или иных методов воспитания детей в семье также зависит:

  • от целей и задач воспитания, которые ставят перед собой родители;
  • отношения в семье и образа жизни;
  • числа детей в семье;
  • родственных связей и чувств родителей, других членов семьи, которые часто склонны идеализировать возможности детей, преувеличивать их способности, достоинства, воспитанность;
  • личностных качеств отца, матери, других членов семьи, их духовных и моральных ценностей и ориентиров;
  • опыта родителей и их практических умений при реализации комплекса воспитательных методов с учетом возраста и психофизиологических особенностей детей.

Наиболее сложным для родителей является практическое применение того или иного метода воспитания. Наблюдения, анализ письменных и устных ответов детей показывают, что один и тот же метод многими родителями используется по-разному. Наибольшее количество вариантов наблюдается при применении методов убеждения, требования, поощрения, наказания. Одна категория родителей убеждает детей доброжелательно, в процессе доверительного общения; вторая — воздействуя личным положительным примером; третья — назойливыми поучениями, упреками, окриками, угрозами; четвертая — наказаниями, в том числе физическими.


Жаңартылған күні: 30.10.2023 16:21
Құрылған күні: 30.10.2023 16:21

Текст