Человек должен учиться, потому,
что он человек.
В.А. Сухомлинский
Цель: объяснение и
убеждение учащихся в том, что знания нужны и всегда пригодятся в жизни.
Задачи:
·
способствовать
развитию у детей любознательности;
·
формировать
положительное отношение к знаниям, книгам;
·
развивать
у детей умения работать в команде;
·
побуждать
детей к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора;
·
способствовать
развитию мышления и творческой активности учащихся.
Ход
классного часа.
1. Приветствие.
Здравствуйте,
ребята! Как вы думаете, что станет предметом нашего разговора сегодня?
Дети смотрят на
доску, там «расположились» начала пословиц.
Задание –
закончить их.
·
Ученье
и труд…(рядом живут).
·
Знание
и мудрость…(украшают человека).
·
Ученье
- свет, а…(не ученье - тьма).
·
Не
стыдно не знать -… (стыдно не учиться).
·
Ученья
корень горек,…(да плод сладок).
·
Ученье
лучше...(богатства).
·
Рукой
победишь одного,…(головой - тысячи).
Может кто-то, ещё знает другие пословицы
или афоризмы?
Предполагаемые
ответы детей:
·
Знания
– сила.
·
Мир
освещается солнцем, а человек – знанием.
·
К
добру и миру тянется мудрец, к войне и ссорам тянется глупец.
·
Мудрости
учиться – всегда пригодится.
·
Если
за день ничего не узнал – день прожил зря.
·
И
сила уму уступает.
2. О чём же мы
будем сегодня с вами говорить?
- Да, вы правы,
мы будем говорить об учёбе, а чтобы беседа состоялась, нам нужно сформулировать
тему классного часа. Кто готов ответить?
Один из ребят говорит «Учиться –
всегда пригодится».
-Хорошо. Итак,
тема нашего классного разговора «Учиться – всегда пригодится».
-Ребята, а
теперь мне бы хотелось послушать вас, выскажите своё мнение, ответьте на один
вопрос: «Для чего человек учится»?
Дети говорят искренне, ответы разные
(чтобы быть грамотным, чтобы быть богатым, мама заставляет, чтобы получить
престижную профессию, чтобы радовать родителей и др.)
- Молодцы, ребята, главное, что вы не
лукавите и не хитрите, а сейчас я расскажу итоги анкеты, которую мы провели
ранее.
3. А теперь я хочу
тоже ответить на вопрос: «Для чего человек учится»?
Человек
рождается, так начинает учиться: кушать, ползать, ходить, говорить и т.д.
Человек всю жизнь учится. Человек учится, прежде всего, потому, что его мучит
любознательность, инстинктивная тяга к знанию. Это – внутренние побудительные
причины. От природы они есть у всех, но в иных людях они развиваются, в других
– заглушаются обстоятельствами. Человек может учиться и потому, что его
принуждают к учению житейское здравомыслие: не научившись, он не сможет занять
в жизни положение, которое он бы хотел занять.
5. Интеллектуальная игра «Умники и
умницы».
Правило игры.
Игра командная.Участвуют
четыре команды: «Мальвины», «Буратины», «Знайки» и «Незнайки».
3 конкурса
1 – литературный
2 –
математический
3 – исторический
За каждый
правильный ответ команда получает звезду
В 1 конкурсе –
звёзды жёлтого цвета
Во 2 конкурсе –
звёзды зелёного цвета
В 3 конкурсе –
звёзды красного цвета
На вопросы
команды отвечают по очереди. Если одна команда не ответила, то ход переходит по
очереди к другой команде. Преимущество ответов у команды, где меньше всего
звёзд.
I. Литературный
конкурс
1.
Какое
лекарство хотела дать Мальвина Буратино? (касторку)
2.
Кому
из литературных героев принадлежат туфли – скороходы и волшебный посох? (Маленькому
Муку)
3.
Назовите
трёх русских былинных богатырей. (Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша
Попович)
4.
Какое
учёное знание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас? (Доктор
кукольных наук)
5.
Кто
был по профессии Гулливер? (Судовым врачом)
6.
Назовите
«рабочее место» кота учёного. (Дуб)
7.
Какую
песню пели малыши-коротыши, когда летели на воздушном шаре, вместе с
Незнайкой? (В траве сидел кузнечик)
8.
Ей
«где-то Бол послал кусочек сыру». Кому ей? (вороне)
9.
Как
звали песика Элли из повести сказки. Волкова «Волшебник Изумрудного города»? (Тотошка)
10.
Как
звали царя из «Сказки о золотом петушке» А. Пушкина, который получил
необыкновенный подарок? (Додон)
Подведение итогов литературного
конкурса.
II.
Математический конкурс
1.
Петух,
стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько будет весить, если он встанет на обе? (5
кг)
2.
При
каком царе впервые русские меры (верста, сажень, аршин, вершок, дюйм, пуд,
фунт, золотник) были определены в определённую систему? (при Петре 1)
3.
«народу
– тьма тьмущая» В Древней Руси «тьма» - это, какое число? (10 000)Решите
анаграмму: переставьте в слове бродь буквы так, чтобы получилось слово –
математический термин. (дробь)
4.
Отгадай
ребус
(отрезок)
5.
У
разных народов известны свои древние меры: «бычий рёв», «коровий крик», «бука»,
« стрела», «лошадиный башмак», «пока закипает вода», «петушиный крик». Меры,
какой одной единицы измерения? (единицы длины)
6.
Горело
семь свечей, две свечи погасили. Сколько свечей осталось?
(7 свечей)
7.
Решите
задачу: Из трёх монет одна фальшивая, она легче остальных. За сколько
взвешиваний на чашечных весах без гирь можно определить, какая именно монета
фальшивая? (за одно взвешивание)
8.
Кот
в сапогах поймал щук, и ещё половину улова. Сколько щук поймал Кот в сапогах? (8щук)
9.
Где
была составлена таблица умножения? В Индии, в Греции или в Египте? (в
Греции)
Подведение
итогов математического конкурса.
Подведение
итогов исторического конкурса.
8. Итог
классного часа.
- Как много вы
знаете. Как много ещё предстоит вам узнать. Как можно ещё приобрести знания?
Предполагаемые
ответы обучающихся:
на уроках, читая
различные книги и энциклопедии, путешествуя, по телевизору, в интернете и т.д.
- Что нового вы
узнали?
- Понравился ли
вам классный час?
Вывод классного
часа:
самое главное вы поняли, чтобы много знать, надо много